ЧАСТЬ 4
Фасонные части.
Почему отводы и колена обязательно укрепляются упорами или железными стяжками?Обыкновенная задвижка.
Полное число оборотов винта или маховика.
Обводные линии.
____________________
Это перепечатка раритетного издания: "Руководство по техминимуму для слесарей
водопроводных сетей 1946г." Автор Инженер А.Ф.Юшкевич
Вопрос. Какие фасонные части устанавливаются на сети и как
принято обозначать их на чертежах и эскизах?
Ответ. На водопроводной сети устанавливаются следующие чугунные
фасонные части, изготовляемые по ОСТу:
Крестовины и тройники на разводящей сети диам. от 300 мм
и меньше должны быть с пожарной подставкой.
Для труб диам. 900 и 1200 мм могут применяться железные
сварные фасонные части, изготовляемые по специальным чертежам
московского водопровода.
Вопрос. Допускается ли установка фасонных частей в земле,
вне колодца, и каких?
Ответ. В земле, вне колодца, устанавливаются только раструбные
фасонные части, не имеющие фланцев, т. е. не имеющие болтовых
скреплений, например, раструбные колена и отводы.
Установка фасонных частей с фланцами (даже с одним), скрепляющихся
болтами, допускается исключительно в колодцах. Если засыпка
фасонной части с фланцами или с одним фланцем (например,
пожарная подставка) неизбежна, фланцевое соединение такой
фасонной части должно быть залито цементным раствором.
____________________
Это перепечатка раритетного издания: "Руководство по техминимуму для слесарей
водопроводных сетей 1946г." Автор Инженер А.Ф.Юшкевич
Вопрос. Почему отводы и колена обязательно укрепляются упорами
или железными стяжками?
Ответ. Колена и отводы укрепляются упорами или железными
стяжками (рис. 9), (устанавливаемыми в большинстве случаев
в колодцах), потому, что в местах поворота движущейся по
трубам воды возникают силы, которые стремятся сдвинуть отвод
или колено в сторону и стащить с трубы его раструб. Эти
силы тем больше, чем больше давление в трубах и угол поворота
трубы. Если в отводе в 10° эта сила небольшая, то при том
же давлении в колене в 90° она имеет большую величину.

____________________
Это перепечатка раритетного издания: "Руководство по техминимуму для слесарей
водопроводных сетей 1946г." Автор Инженер А.Ф.Юшкевич
ОБОРУДОВАНИЕ ВОДОПРОВОДНОЙ СЕТИ
Вопрос. Из каких частей состоит обыкновенная задвижка
типа московского водопровода?
Ответ. Обыкновенная задвижка (рис. 10) имеет чугунный корпус,
состоящий из верхней и нижней частей, соединяющихся между
собой при помощи фланцев. В нижней части корпуса, между
кольцевыми плоскостями паза вставлен круглый диск поперек
осевого прохода задвижки. Диск составлен из двух круглых
половинок, соединенных между собой сережками. Между этими
половинками помещается клин, со- стоящий из двух частей
— верхней и нижней.
В верхнюю часть клина ввернут имеющий квадратную резьбу
конец винта, которым производятся подъем и спуск диска при
открывании и закрывании задвижки.
Верхний гладкий конец винта, пройдя через сальник в верхней
части корпуса, выходит наружу и оканчивается квадратом,
на который надевается маховик, предназначенный для вращения
винта.
Сальник задвижки состоит из тела сальника, составляющего
одно целое с верхней частью корпуса, грундбуксы, ввернутой
в тело сальника, и его втулки. На гладкой части винта имеется
кольцевой выступ, упирающийся в нижнюю часть грундбуксы,
препятствующей передвижению винта в осевом направлении.
Благодаря этому винт может только вращаться, передвигаться
же вверх и вниз не может.
Винт задвижки имеет левую резьбу. Вследствие этого при вращении
маховика по часовой стрелке диск опускается, т. е. задвижка
закрывается. При вращении маховика против часовой стрелки
диск поднимается, т. е. задвижка открывается.
____________________
Это перепечатка раритетного издания: "Руководство по техминимуму для слесарей
водопроводных сетей 1946г." Автор Инженер А.Ф.Юшкевич
Вопрос. Как определить по диаметру задвижки московского
типа полное число оборотов винта или маховика?
Ответ. Чтобы определить полное число оборотов винта или
маховика задвижки московского типа, надо диаметр задвижки,
выраженный в дюймах, умножить на 3 и прибавить 3. Так, например,
число оборотов винта задвижки диам 200 мм или 8" будет
8 X 3 + 3 = 27, из которых 3 оборота холостых и 24 — рабочих.
Вопрос. Где и как устанавливают задвижки на разводящей сети?
Ответ. Задвижки на разводящей сети устанавливаются в колодцах
таким образом, чтобы винт задвижки занимал вертикальное
положение, а сама задвижка помещалась ближе к центру люка.
Это дает возможность закрывать и открывать ее специальным
ключом, не опускаясь ,в колодец.
Вопрос. Какие задвижки устанавливаются на магистралях, в
камерах (колодцах) и полное число оборотов их маховика?
Ответ. На магистралях диам. 600 и 900 мм обычно применяются
задвижки московского типа с конической передачей диам. 600
(рис. 11) и иногда 900 мм. Задвижки устанавливаются в камере
(в колодце) в лежачем положении, при котором винт задвижки
имеет горизонтальное Положение. Каждая задвижка должна иметь
обводную задвижку диам. 100 мм при большой задвижке диам.
в 600 мм и обводную диам. в 150 мм при задвижке 900 мм.

По обе стороны магистральных задвижек диам. 600 и 900 мм
устанавливаются специальные фасонные части, имеющие лаз,
а именно: переходы 600 X 900 мм или переход и тройник 600X600X600
(рис. 12). На рисунке 12а представлены по обе стороны задвижки
переходы 600 X 900 мм с лазами, на рисунке 12б — с одной
стороны переход 600X900, ;с другой — тройник диам. 600 мм
с лазами. Лазы должны помещаться вверху.

Назначение лазов — обеспечить доступ к дискам задвижки,
не снимая ее с места.
Полное число оборотов маховика задвижек составляет при диам.
600 мм — 240, при диам. 900 мм — 360.
В задвижках с конической передачей ведут счет оборотов маховика,
а (не винта, как в задвижках без конической передачи, в
которых число оборотов винта и маховика одинаковой В задвижке
же с конической передачей 240 оборотам маховика соответствуют
60 оборотов винта.
____________________
Это перепечатка раритетного издания: "Руководство по техминимуму для слесарей
водопроводных сетей 1946г." Автор Инженер А.Ф.Юшкевич
Вопрос. В каких узлах магистралей диам. 600 и 900 мм устраиваются
обводные линии и каково их назначение?
Ответ. Обводные линии диам. 300 и 200 мм устраиваются в
узлах магистралей, имеющих одну или более задвижек диам.
600 и 900 мм, и помещаются в том же узловом колодце или
камере. Своими концами они присоединяются к направленным
вниз отросткам переходов или тройников, установленных по
обе стороны задвижки (рис. 13).
К обводной линии присоединяются связка с разводящей сетью
и выпуска, предназначенные для опорожнения магистрали от
воды.
Обводная линия оборудуется задвижками с таким расчётом чтобы
возможно было опоражнивать часть магистрали расположенной
по ту или другую сторону задвижки, не нарушая питания разводящей
сети.
При таком устройстве обводная линия имеет большое оперативное
значение, так как при повреждениях магистрали обеспечиваются
и опорожнение ее и питание разводящей сети
____________________
____________________
|